План:

1.Башкортостан в составе Золотой Орды
2. Последствия монголо-татарского завоевания

Башкортостан в составе Золотой Орды

Поворотным моментом в историческом развитии башкирского народа явилось завоевание татаро-монголами Южного Урала (Схема 1). Первое знакомство башкир с татаро-монголами относится, по-видимому, к 1219—1220 гг. Как известно, основатель империи монголов Чингизхан во главе огромного войска провел лето 1219 г. на Иртыше (Южная Сибирь), откуда он направился против народов Средней Азии. Несмотря на упорное сопротивление, татаро-монголам удалось к лету 1220 г. завладеть территорией всей Сибири, Казахстана и Средней Азии, куда простирались маршруты традиционных кочевок башкирских племен. В этой обстановке башкиры не могли остаться в стороне от тогдашних важнейших международных событий. Некоторые исторические источники даже прямо указывают, что именно в период кампании 1219—1220 гг. началось завоевание татаро-монголами башкирских земель.

Схема № 1. Башкиры в составе Золотой Орды

Об этом, в частности, имеется свидетельство венгерского путешественника Юлиана, побывавшего среди башкир на Южном Урале в 1236 г. От башкир Юлиан узнал, что с татаро-монголами они воевали 14 лет, неоднократно выигрывали сражения, но затем, заключив договор о дружбе, участвовали в походах против Волжской Булгарии и других государств Восточной Европы. Страна башкир, отмечает путешественник, управлялась своим ханом, но под контролем представителей татаро-монголов, последним принадлежала вся судебно-исполнительная власть. Рассказ Юлиана о длительной освободительной войне башкир против татаро-монголов, завершившейся установлением союзнических с ними отношений, перекликается со сведениями ряда других источников. Например, эти события получили свое отражение в исторических преданиях башкир, передававшихся из поколения в поколение.

Часть этих преданий примерно в XVIII—XIX вв. была записана на бумагу и теперь известна нам под названием шежере. В одном из шежере рассказывается о том, что башкиры своего предводителя — хана Муйтан бия с богатыми дарами направили к монгольскому царю Чингизхану, где он был принят с большими почестями. Пройдя ряд своеобразных испытаний, он вошел в ближайшее окружение хана и принимал участие в государственных делах. «Сразу не отпустив домой, — говорится в шежере, — хан постоянно держал (сажал) возле себя, приглашал на советы. Убедившись в государственной мудрости Муйтан бия, наконец, выдал ему грамоту на право владения территорией, куда вошли земли «от верховьев р. Белой до ее устья со всеми долинами, лесами, притоками; восточные склоны Уральских гор с прилегающими долинами, лесами, полями до р. Ишим, Ирман и Иртыш со всеми притоками; еще верховья р. Яик с горами Ялпы, по обоим берегам р. Яик. Земли по восточному берегу р. Яик до р. Тубыл со всеми притоками, долинами, лесами, полями и всеми подземными богатствами башкирам рода Туксоба — земли со всеми кочевьями и зимниками передаются на вечное пользование». В одном из вариантов легенды наследственный характер этого права уточняется словами о том, что оно дается пожизненно ему, его сыновьям и внукам. В грамоте говорилось о том, что каждый из них бием (т. е. ханом) будет без избрания, т. е. по наследству. Интересна генеалогия Муйтан бия. В ней перечислены 13 его предков — Туксоба бий (отец), Шокмалы бий, Бурка бий, Сирка бий, Мангут бий, Урал бий, Арбан бий и другие. Имеются и сведения о его потомках, правивших башкирами на правах удельных ханов. О существовании ханов у башкир в предзолотоордынское и золотоордынское время известно и по другим источникам. Венгерский автор XIII в.

Рихтер сообщает, что у башкир правители-ханы проявляют большую ревность по отношению к мусульманской религии. Имена башкирских ханов зафиксированы в текстах надгробий XIV в. В них, например, упомянуты Байджура хан в районе устья р. Уфы, Тугаш хан на р. Ик и другие. Современники-историки татаро-монгольских походов отмечали, что «во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасения, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление».

Вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что бацгкирская правящая знать во главе с ханами не была уничтожена монголами в ходе завоевания и в последующий период, как это имело место со многими народами. Произошло это, по-видимому, из-за скорого признания ими власти монгольских ханов и заинтересованности монголов в превращении сопротивляющихся башкир в надежных союзников. Важно еще подчеркнуть, что территория, на вечное владение которой Муйтан бий получил грамоту от Чингизхана, полностью совпадает с территорией расселения башкирских племен IX—XII вв. и их ближайших предков — племен Южного Урала V—VIII вв. Отсюда следует вывод о том, что на всем протяжении IX—XIV вв. Южный Урал оставался исконной территорией расселения башкирских племен, и им удалось отстоять относительную ее целостность и самостоятельность исторического развития.

Историческая Башкирия в золотоордынскую эпоху (XIII -XIV вв.) Знаками обозначены археологические памятники: 1-курганы; 2- могильники; 3- мавзолеи из камня и кирпича.

Чтобы обеспечить управление покоренными народами, монголы создали новое самостоятельное государство Золотая Орда (XIII—XIV вв.). В ее состав вошли Сибирь, Казахстан, Средняя Азия, Урал, Поволжье, Кавказ и Северное Причерноморье, первоначально столицей был избран город Булгар —бывшая столица Волжской Булгарии, но вскоре для этого были построены города Сарай-Бату и Сарай-Берке в низовьях р. Волги. Грабеж и жесточайшая эксплуатация народов становятся официальной политикой этого государства.

Широкие массы башкир не примирились с потерей независимости и неоднократно поднимались на войну против новых хозяев. В одном из источников, например, сообщается, что «Булгар (страна волжских булгар — И. М) и Башгирд являются большой страной и представляют собой места недоступные. Несмотря на то, что монголы тогда завоевали ее, жители ее снова восстали, и она до сих пор не вполне покорена». Это сообщение находит удивительную параллель в башкирском фольклоре. Сохранилась, например, легенда о батыре Сурамане и двух его сыновьях Акмане и Токмане, поднявших восстание против монголов вскоре после завоевания. Тема борьбы башкир против монголов наиболее полно отражена в легенде «Последний из Сартаева рода», где рассказывается о трагической судьбе башкирского хана Джалыка, который в войне против монголов потерял двух своих сыновей, но до конца остался непокоренным.

Последствия монголо-татарского завоевания

Завоевание Южного Урала татаро-монголами и включение его в состав государства Золотая Орда имело глубокие последствия для башкир. Происходят глубокие изменения в этническом составе населения. В ходе освободительных войн против татаро-монголов многие башкирские племена были разгромлены и прекратили свое существование, а оставшееся население насильственно влилось в состав новых родоплеменных образований под предводительством завоевателей. Судя по сохра-нившимся историческим преданиям и документам, вместе с татаро-монголами на Южный Урал приходят такие группы племен, как табынцы, кипчаки, сальюты, калмыки и некоторые другие. Лучшие земельные угодья в крае перешли в собственность пришлых племен, а потерю пастбищ в степной зоне башкиры старались компенсировать расширением своих владений на севере. Тогда возникли маршруты их кочевий от устья р. Уфы до р. Камы, о чем есть упоминание в эпосе "Алдар и Зухра".

Летние кочевья отдельных башкирских племен проходили восточнее, по Кунгурскому краю и всему Среднему Уралу. Судя по материалам археологических памятников (курганы), здесь появляются постоянные группы башкирских племен. В плане социальной структуры Историческая Башкирия XIII-XIV вв. ничем не отличалась от других районов Золотой Орды. Если, например, члены семьи и родственники ханов представляли центральную власть государства, то в управлении они опирались на местных ханов, темников, тысячников и другие социальные группы. Эту иерархиче- скую особенность золотоордынского общества четко описал Плано Карпини проезжавший через южно-уральские степи в XIV в Он пишет, что "хан указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники сотникам, сотники-десятникам". Все эти должности в сложной государственной системе на правах вассальной зависимости даровались монголами верным своим людям, в том числе из среды башкирской знати.

Одним из таких подчиненных был башкирский хан Муйтан бий. Башкиры, как и другие подчиненные народы, облагались налогами Непомерные их размеры часто служили причиной многочисленных восстаний Упомянутое выше восстание под предводительством Сураман батыра началось с убийства ордынских нукеров, приехавших собирать с башкир налог. Существовали и другие различные виды поборов. Например, подвластное население платило "десятинной" оброк в размере одной головы скота с каждых 10 голов. Обреме-нительным считалось обязательство поставлять хану дойных кобыл, ибо кумыс был одним из основных продуктов питания кочевников По свидетельству Рубрука, монголы от булгар и башкир вывозили пушнину. Ясак платил каждый, "как малый, так и большой, даже однодневный младенец",- пишет он. Башкиры были обязаны также поставлять соколов для ханской охоты. Помимо выплаты натуральных налогов на башкир распространялись повинности по ведению хозяйства монгольских царевичей (пастбища скота), оказанию различной помощи государственным чиновникам (выделение лошадей, подвод, охрана имущества и т. д.) Башкиры привлекались и к несению военной службы. Источники, например, сообщают, что хан Тохтамыш "из русских, черкесов, булгар, кипчаков, башкирдов и м. к. (мокша) собрал войско изрядное. С такой неподдающейся счету армией... двинулся против Тимура".

Территория Башкирии неоднократно становилась ареной столкновения армий противоборствующих сил Золотой Орды Одно из самых крупных подобных сражений произошло в 1391 г. на р. Кундурча в Оренбургских степях. Таким образом, в XIII -XIV вв. у башкир окончательно формируется типично феодальное, сословно иерархическое общество во главе с ордынским ханом Фактически же на правах вассалов от его имени страной управляли башкирские ханы (бии), обладавшие наследственной властью. Они распределяли земли между племенами, в необходимых случаях определяли маршруты кочевий отдельных племен, собирали налоги с подвластного населения, следили за выставлением подчиненными им нукерами, тысячниками воинов ханскому войску и т. п. Аналогичные функции у башкир в пределах своих кочевий (улусов) выполняли царевичи - представители правящего дома Зависимость человека повсюду в жизни была четко регламентирована С этой целью новые хозяева произвели перепись населения, а затем перераспределение земель между родами и племенами; этим самым было достигнуто закрепление человека на определенной территории и внутри родоплеменного коллектива. Роль государственных чиновников большей частью выполняли родоплеменные вожди.

Отношения между ними и рядовыми скотоводами-земледельцами внешне носили традиционный кровно-родственный характер, но они уже регулировались принципами развитого феодального общества - беспрекословного подчинения хозяину. Фактически огромная территория государства Золотая Орда со всем населением была распределена на крупные улусы-владения между ближайшими родственниками хана. Действуя от его имени, они пользовались неограниченной властью Известно, что вскоре после образования Золотой Орды весь Южный Урал вошел в состав улуса Шибана - брата хана Бату, куда еще вошла значительная часть территории Средней Азии и Казахстана. Он, кочуя со своей ордой, на лето перегонял огромные табуны лошадей до гор Южного Урала, а на зиму на юг вплоть до Каракумов и Кызылкумов. Необходимо иметь в виду, что это не были простые перекочевки: подвластное население призывалось на обслуживание указанной орды со всем сложным хозяйством. Приведенные примеры показывают, что в XIII - XIV вв. вместе с приходом многочисленных групп кочевых племен и превращением степей и предгорий Южного Урала в пастбища для скота, принадлежавшего ближайшему окружению золотоордынских ханов, здесь значительно возрастает удельный вес кочевого и полукочевого скотоводства. Почти двухсотлетнее монгольское иго для башкирских племен в целом обернулось тяжким испытанием на право самостоятельного существования. Башкирские племена лишились прежних, лучших своих земельных владений и были насильственно расселены на новых, но уже худших землях. Помимо выплаты непомерных налогов и различных повинностей монгольское иго сопровождалось массовым истреблением людских ресурсов, разграблением скота и других ценностей. Все это привело к заметному разрушению производительных сил и общему обнищанию трудовых масс башкирского народа. Из-за крайней нищеты, свидетельствуют арабские историки XIV в., башкиры тогда были вынуждены продавать в рабство своих детей.

Последствия монголо-татарского завоевания:

· Изменения в этническом составе населения
· Часть башкир насильственно включается в состав новых родоплеменных образований под предводительством монголо-татар
· Непомерные налоги
· Изменение антропологического типа башкир
· Часть башкирских племён перестала существовать в ходе сражений с монголо-татарами
· Процесс ассимиляции монголо-татар башкирами
· Перераспределение земель, потеря башкирами лучших земель

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Какие исторические источники свидетельствуют о завоеваний татаро-монголами?
2. Объясните содержание понятия «шежере».
3. На каких условиях хану Муйтан бию была выдана грамота и владения землями башкир?
4. Примирился ли башкирский народ с татаро-монгольским игом легенды свидетельствуют о его борьбе?
5. Какие изменения в этническом составе населения произошли в результате завоевания башкир татаро-монголами?
6. Как изменились маршруты кочевий башкир?
7. Как называлось государство, созданное татаро-монголами в целях управления покоренными народами?
8. Какими налогами и повинностями были обложены башкиры?
9. Как татаро-монгольское иго способствовало обнищанию материальных и людских ресурсов края?
10. Каковы были последствия татаро-монгольского завоевания?

вернуться в начало